«Камера могла подглядеть, поймать мой взгляд». Любимый ритуал Елены Исинбаевой: пряталась под одеялом до прыжка и побеждала

В 2016-м Елена Исинбаева, не допущенная на Олимпиаду в Рио, со слезами покинула спорт. Вскоре в ее жизнь ворвалась политика: рабочая группа по поправкам в Конституцию и совет по спорту – именно там Елена путала слова в общении с президентом, а затем делала посвященный этому мерч.

Исинбаева-спортсменка – другая, вовсе не комичная: сосредоточенная, замкнутая на соревнованиях и не скрывавшая радости после побед. Елена была звездой легкой атлетики и символом нашего спорта с узнаваемыми чертами-атрибутами: черные ладони (от изоленты для шеста), молитва перед разбегом, победное сальто на матах.

И, конечно, одеяла/полотенца, под которыми Исинбаева пряталась в секторе на важнейших стартах.

В 2004-м в прыжках с шестом развернулась дуэль наших – Исинбаевой и Светланы Феофановой. Весь сезон они били мировые рекорды друг друга, а к Олимпиаде в Афинах подошли в суперформе: Феофанова – действующая чемпионка мира, Исинбаева – еще без титулов, но рекордсменка.

На высоте 4,70 у Елены случился сбой, она перенесла планку и опять не взяла. И когда на 4,80 осталась единственная попытка, для Исинбаевой нашлось спасение – спрятаться от проблем под полотенцем.

«Сидела-сидела и думала: блин, вот это я тряпка, сейчас все насмарку пойдет, не дай бог проиграю. Для меня это было бы хуже смерти, позорище. Под полотенцем я плакала. Может, вместе со слезами вышли и весь негатив с неуверенностью. Потом я на разбег встала с мыслями: порву всех, разобьюсь в лепешку, но прыгну».

И порвала: сначала единственная взяла 4,80, потом с первой попытки – 4,85, а затем установила очередной рекорд – 4,91.

После Афин-2004 Исинбаева часто прибегала к помощи полотенца или одеяла – это помогало отвлечься от болельщиков на трибунах, соперниц и операторов. «Иногда я просто теряюсь на таком большом стадионе, и камера может в этот момент поймать мой взгляд, подглядеть, как я готовлюсь. А когда я закрываюсь, у меня возникает иллюзия, что на меня никто не смотрит».

На Олимпиаде-2008 у Елены соперниц не было: она обеспечила себе золото всего двумя попытками. Но цель была чуть сложнее – не просто победить, а обновить мировой рекорд. В качестве тренировки Исинбаева прыгнула 4,95 (взяла с третьего раза) и перенесла планку на 5,05. Первые попытки получились неудачными.

Елена оставалась единственной спортсменкой не только в секторе для прыжков, но и вообще на стадионе, вмещающим больше 90 тысяч болельщиков. Остальные соревнования уже завершились – переполненные трибуны смотрели только на Исинбаеву. И тут на помощь снова пришло одеяло – она провела под ним несколько минут. А выбравшись из укрытия, взяла рекордную высоту.

Через пару недель перед этапом «Бриллиантовой лиги» уже шутила насчет ритуала: «Одеяло для мирового рекорда я приготовила».

На Играх-2012 в Лондоне Елену загубил перенос высот – слишком увлеклась и взяла лишь бронзу. Про ту Олимпиаду она не любит говорить до сих пор – одеяло тоже было в деле, но не помогло.

Последний серьезный титул Исинбаева завоевала на домашнем чемпионате мира в 2013-м – уже не прячась от болельщиков и фотографов. Возможно, повлияла неудача на Олимпиаде.

«Изменилось отношение к соперницам. Раньше, когда я заворачивалась в свой кокон, считала, что все вокруг прыгают лучше, чем я. Сама себя накручивала. А в начале этого сезона сняла кепку, отбросила одеяло, потому что поняла: конкурентки не летают и все не так плохо, как я рисовала в воображении. Сбросила лишний камуфляж и реально оценила соперниц».

Елена Исинбаева: «Жизнь без спорта приближается. И думаешь: е-мое…»

После победы в Москве Елена взяла перерыв в карьере и вернулась лишь к Рио-2016, но из-за допинг-скандала в легкой атлетике ее не пустили на Олимпиаду.

А вот одеяло превратилось в мем. Когда двукратная олимпийская чемпионка пришла в «Вечерний Ургант», небольшая игра после интервью строилась как раз на этом обряде: Иван Ургант и Елена делились детскими страхами, сидя под одеялом.

Да и сама Елена нередко вспоминает о спорте. Недавно она рассказала, в чем же секрет одеяла: «Зачем я накрываюсь одеялом или полотенцем? Зачем натягиваю кепку глубоко на лоб? Зачем надеваю очки на глаза во время разминки и ожидания попытки? Все это для сохранения концентрации!

Аккредитованные фотографы и операторы имеют право находиться непосредственно на арене спортивного объекта. Во время соревнований имеют право подходить очень близко к спортсменам и вести съемку на расстоянии нескольких сантиметров. Конечно, это все очень отвлекает и иногда сбивает.

Так что умение концентрироваться и собираться в ответственный момент, понимая, что миллионы глаз смотрят на тебя с трибун и через объективы камер, – это большое искусство и тренируемый опыт!»

«Теперь понимаю – важная книга». Исинбаева прочитала Конституцию

Фото: East News/ASSOCIATED PRESS/East News/YVES LOGGHE, David J. Phillip /AP/OATH254; youtube.com/Вечерний Ургант; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts/Getty Images; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *