Джордж Бест обожал одежду (и владел бутиком), Пеле и Бобби Мур носили брюки клеш, Бекхэм – легенда стиля. Как менялась мода в футболе

Этот текст мы выпускаем при поддержке компании Albione – производителя модной мужской одежды, обуви и аксессуаров. А еще Albione – официальный поставщик деловой одежды для сборной России по футболу. Вы вообще часто будете в ближайший месяц видеть футболистов в костюмах, поэтому мы решились на большое исследование по этой теме.

Мода и футбол всегда дружили. Дизайнеры выпускают коллекции, вдохновляясь спортом, футболисты носят форму, на которую влияют модные тенденции. А перед финалом чемпионата мира 1998 года во Франции даже состоялся грандиозный модный показ.

Как мода влияет на футбол хорошо показывают шестидесятые-восьмидесятые. Тренд на короткие шорты в футболе ворвался в 60-е и совпал с модой на мини-юбку, а ушел в 90-е, когда популярным стали длинные платья и одежда оверсайз. 

Футболисты всегда были в центре внимания и хотели соответствовать моде. Мы изучили, как менялись тенденции в обществе на примере игроков, болельщиков и тренеров.

Как одевались футболисты: от начала XX века до нашего времени

Почти за 100 лет в обществе радикально изменилось отношение к некоторым вещам. Привычные для нас футболки появились в начале XX века и использовали их военные как нательное белье, заправляя в штаны. Автономным элементом гардероба футболка стала в 50-е благодаря кинематографу – в 1951 году Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание» появлялся в белой заправленной футболке практически в каждой сцене. 

Рубашка тоже относилась к нательному белью, лишь с 1960-х годов ее стабильно начали носить самостоятельно, не покрывая другой одеждой, по этой причине на рубашках появился нагрудный карман. Яркий пример – Пеле из 70-х, одетый в яркую шелковую рубашку, заправленную в модные тогда брюки клеш (длинные, расширяющиеся книзу от колена). 

В первой половине прошлого века люди одевались по-другому. Джинсы еще не запустили в массовое производство, а у костюма, который сегодня называется классическим, был другой статус. В нем мужчины от Европы до США могли ходить каждый день – на работу, в церковь и на стадионы (на этом остановимся дальше). 

«Изначально костюм считался элементом гардероба аристократии и обеспеченных людей. Впервые костюм появился во Франции XVII века, а ввел в обиход его законодатель мод того времени – король Людовик XIV. Массовое производство началось после промышленной революции, а к 80-м годам прошлого столетия костюмы перестали быть частью повседневного образа людей», – объясняет CEO Albione Андрей Билиенко

В Штатах 40-х, согласно статистике, на одного мужчину покупали половину костюма в год, то есть в год продавали примерно 25 млн костюмов. Для сравнения – в 2018 году общее количество проданных мужских костюмов составило 8,6 млн, около 0,07 костюма на мужчину.

Возвращаемся в начало XX века. Посмотрите на командное фото «Куинз Парк Рейнджерс»: костюмы, двубортные пальто, жилеты, обязательно галстук или бабочка и головной убор (шляпы разного фасона или кепки). Это фото отражает дух эпохи, такой стиль тогда был в моде.

Костюмы рано стали частью футбола. Сейчас команды приезжают на матчи в деловой одежде в основном из-за того, что у них есть контракт с модным брендом, но тогда были другие мотивы. Футболисты просто хотели респектабельно выглядеть. 

Вот так одевалась сборная Бразилии в 1958 году – короткий галстук, белые рубашки и фирменные темно-синие пиджаки с логотипом спортивной конфедерации.  

А вот в таком виде Англия прилетела на свой первый чемпионат мира в 1950 году. Брюки с высокой талией, широкий и короткий галстук и двубортные пиджаки с логотипом сборной. Репортеры встречали футболистов тоже при параде. 

В 50-е футбол и мода начали постепенно сближаться. Футболисты становятся кумирами, стараются хорошо выглядеть и уделяют внимание одежде. Одним из ярких символов своей эпохи был Стэнли Мэтьюз. Он известен джентльменским поведением (никогда не получал ни желтых, ни красных карточек) и соответствовал образу за пределами поля. В 1965 году Мэтьюз шел в Букингемский дворец на церемонию присвояния ему рыцарского титула во фраке и шляпе-цилиндре.  

В Италии 50-х элегантно одеваться любил Рино Феррарио, который с «Ювентусом» дважды выигрывал чемпионат Италии.

Второй справа – стоит в галстуке. 

Сборная СССР тоже была на стиле. Кубок чемпионов Европы в 1960-м футболисты привезли в костюмах и галстуках. 

Модный символ 60-х – однозначно Джордж Бест. Настоящая суперзвезда своего времени: о нем регулярно писали в прессе, он снимался в рекламе, участвовал в модных показах и светских мероприятиях. Бест обожал одежду, единого стиля у него не было, но он впитывал тренды своего времени и одевался очень разнообразно: уважал костюмы-тройки, двубортные пиджаки, бомберы, рубашки, брюки с высокой талией и тренчи. 

Бест так любил моду, что в 1967 году вместе с футболистом «Манчестер Сити» Майком Саммерби открыл бутик Edwardia, Дела шли хорошо и со временем открыли второй магазин. Джордж признавался, что бутики были для него одним из способов цеплять девушек. Обычно там продавали мужскую одежду: костюмы, свитера, твидовые жакеты, вельветовые брюки и многое другое. 

В прошлом году на одном из английских аукционов выставили голубой мужской костюм-тройку из бутика Беста. Продали за 400 фунтов. Кстати, бутики футболиста закрылись в 70-х, когда бизнес пошел на спад. 

В ассортименте Albione есть все, чтобы почувствовать себя футбольным денди той эпохи: двубортные пиджаки, костюмы-тройки, галстуки и другие мужские аксессуары. 

 
***

Семидесятые принесли эпоху диско и эксперименты – не только в одежде, но и с прическами. Главный символ эпохи – брюки клеш. Обычно с ними носили обтягивающий верх. Легенда «Лестера» Фрэнк Уортингтон гонял с прической как у Элвиса Прэсли, с усами и в модном прикиде (белый костюм с брюками клеш и приталенная рубаха с узором). 

Очень стильно одевался легендарный футболист сборной Анлии Бобби Мур, тоже соответствуя эпохе.

Костюмы и костюмные брюки постепенно начали терять популярность из-за джинсов. Экс-футболист «Ливеруля» и сборной Англии Кевин Киган доказал это, надев в спортивную футболку, заправленную в джинсы клеш.   

Мода плюс-минус была везде одинаковая. Вот так одевались в Италии. На фото футболисты Италии Пьетро Анастаси, Франко Каузио, Антонелло Куккуредду и Хельмут Халлер.

Брюки клеш очень уважал легендарный Пеле, у него было много таких. Вот он стоит в красных штанах рядом с Бестом.

Самое чумовое время в футболе и моде – девяностые. При чем как на поле, то и за пределами. В плане форм в 90-х футболки начали делать из полиэстера, искусственного материала. Он экономил компаниям деньги, не так впитывал влагу, как хлопковые ткани, меньше весил и лучше поддавался окрашиванию. Теперь можно было отпечатывать сложные рисунки и экспериментировать с цветами. В это время появились те самые пестрые формы, кислотные цвета и безумные принты.

В моде творились похожее, не было никаких правил и рамок. Футболисты носили что хотели – от ярких спортивок до мешковатых костюмов. Цвета иногда не сочетались, а одежда порой выглядела очень странно. В это время зарождался стиль Бекхэма. Дэвид родился в подходящее время: в английский футбол только пришли большие деньги и активно развивались медиа. Благодаря отношениям с Викторией из культовой поп-группы «Спайс Герлз» он постоянно сверкал на тусовках и светских мероприятиях. Финальным штрихом стали модные эксперименты над стилем (не всегда успешные) и волосами.

Слово «метросексуал», кстати, придумал английский журналист Марк Симпсон в 1994 году. В 2002 году Симпсон назвал Бекхэма «самым метросексуальным метросексуалом».

Символом 90-х стали кремовые костюмы футболистов «Ливерпуля», надетые перед финальным матчем Кубка Англии с «Манчестер Юнайтед» на «Уэмбли» в 1996 году. Мерсисайдцы проиграли 0:1, а об их костюмах вспоминают до сих пор. Группу игроков того «Ливерпуля» называли «Спайс Бойз» – по аналогии со «Спайс Герлз».

В нулевые мода и спорт продолжали сближаться. Футбол генерировал все больше денег, а игроки становились лицами рекламных кампаний и участвовали в модных показах. Но мода нулевых заметно отличалась от современной. Популярными были свободные джинсы, джемперы с узорами (иногда под них надевали рубашки), кардиганы, дубленки, кожаные куртки. Прически тоже были другими.

Такой связи между модой и футболом, как сейчас, не было никогда. Модные бренды подписывают игроков, выпускают целые коллекции, вдохновляясь игрой, а игроки стараются следить за внешностью и соответствует образу. Самый модный футболист нашего времени – Эктор Бельерин. Он увлекся модой в детстве, когда помогал бабушке на швейной фабрике. Эктор знает все про главные бренды и о том, как надо одеваться. Других футболистов он критикует за слишком узкие брюки, рваные джинсы и дорогую одежду с логотипами на самом видном месте (они, скорее всего, так делают, чтобы показать, сколько денег они заплатили за вещь). Еще Бельерин борется за экологичность в моде и осознанное потребление. 

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Héctor Bellerín (@hectorbellerin)

Стиль болельщиков тоже изменился: в 40-е ходили как в театр, в 90-х хулиганили в практичной одежде

С болельщиками похожая история. С 20-х годов и по 60-е почти все ходили на стадионы при параде – в костюмах, пальто и шляпах.

«В те времена футбол и был праздником. Индустрия развлечений, как и технологии, еще не были настолько развитыми. Например, обменяться мнением по поводу только что завершившегося эпизода с друзьями человек мог только вживую, ведь никаких мессенджеров не было. Так что футбол дарил не только зрелище, но и выполнял социальные функции – сближал людей, давал им пищу для обсуждений и споров», – считает Билиенко

Ситуация – как и в моде в целом – начала меняться в 70-х и начале 80-х. В это время болельщики «Ливерпуля» первыми начали ездить на еврокубковые выезды во Францию и Италию. Там их впечатлили магазины и премиальные бренды. Покупки в местных люксовых бутиках стали традицией. Им нравилась стильная европейская молодежь, выезды для них стали как шопинг-туры. 

Со временем в Британии оформилась целая фанатская субкультура – кэжуалы. Они сопровождали команду на выездах, но носили не футболки любимого клуба, а предпочитали дорогую дизайнерскую одежду европейских марок. И еще они были хулиганами: дрались до и после матчей, жгли пиротехнику.

Изначально стиль кэжуалов состоял преимущественно из легкой теннисной одежды. Но в таких вещах тяжело на декабрьском выезде в дождливый Ньюкасл. Поэтому они делали выбор в пользу чего-то практичного – крепкие, теплые и водостойкие куртки, плащи, анораки защищали от дождя и холода, они были достаточно прочными, чтобы не порваться в первой же драке. 

Субкультура кэжуалов постепенно вымирала. После трагедии на «Эйзеле» и беспорядков в Кенилуорт-роуд в 1985 году – когда фанаты после четвертьфинала кубкового матча «Лутон» – «Миллуолл» вырывали кресла и крушили все подряд – правительство Маргарет Тэтчер прижало футбольных хулиганов: теперь за драки можно было сесть в тюрьму.

Но стиль болельщиков изменился. На футбол уже не ходят в костюмах, обычно надевают что-то практичное: спортивный костюм, джинсы с футболкой. А идеальный вариант – надеть джерси любимого клуба и прихватить с собой шарфик. 

Тренеры никак не могут прийти к единому стилю. Аллегри предлагал штрафовать за спортивки

С тренерами все немного проще. Глобально их можно разделить на две категории – те, кто предпочитает спортивный стиль, и любители деловых нарядов. Со спортивками можно не париться – их выдает клуб, поэтому есть возможность больше времени уделить тактике. 

Понятно, что в начале и где-то до 60-х деловой костюм был в приоритете. 

В 90-е верх взяли спортивные костюмы, они тогда были очень популярны.

Хотя молодому Алексу Фергюсону удавалось совмещать оба варианта.

Сейчас в приоритете деловая одежда (особенно приталенные костюмы). Правда, иногда ее разряжают чем-то неформальным – например, кедами, как Луис Энрике.

Любители спортивок не исчезли и готовы объяснить свои взгляды. Юрген Клопп считает, что костюм нужно надевать, только когда это уместно. Присутствие на скамейке запасных не тот повод, там лучше стоять в спортивном костюме. Сарри после работы в банке предпочитает исключительно спортивки: «Я надеваю спортивный костюм, потому что моя работа – спорт. Мне кажется, глупо наряжаться на матч, как будто идешь на свадьбу».

 

Тренер «Ювентуса» Макс Аллегри не согласен. В 2013-м в интервью GQ он выдвинул смелый тезис: «Я бы штрафовал тренеров, которые выходят на матчи в спортивном стиле. Ты представляешь клуб, нельзя так выглядеть!».

Андрей Билиенко, CEO Albione, официального поставщика деловой одежды для сборной России«Для нас честь одевать лучших футболистов страны. Футбол давно перестал быть просто видом спорта, сейчас это полноценный и важный элемент индустрии развлечений и даже шоу-бизнес в определенной степени. Мы хотим, чтобы отечественный футбол двигался в том же направлении, поэтому считаем очень важным работать с имиджем команды в том числе и вне поля»

Фото: Acervo Mário Américo/The football museum; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Guido Kirchner; Gettyimages.ru/Topical Press Agency, Kirby, Keystone Features, Hulton Archive, Gary M Prior; eastnews.ru/Keystone Archivesfacebook.com/La-nostra-serie-A-negli-anni

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *